РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Рашид Темрезов поручил разработать региональную программу подготовки специалистов рабочих профессий

НИА-Карачаево-Черкесия

6fГлава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провел совещание по вопросу перспектив развития системы среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской республики с участием членов Правительства, руководителей средне-специальных образовательных учреждений и директоров предприятий.

«Развитию среднего профессионального образования страны, повышению престижа инженерных и рабочих профессий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделяет большое внимание. По его поручению в нашей стране выстраивается новая система современных профессиональных стандартов. Суть этих преобразований – в укреплении связи теоретического обучения с реальным производством.

Реализация комплекса мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на территории нашей республики должна привести к повышению качества среднего профессионального образования и уже к 2020 году его переводу на новый уровень. А именно - рынок труда должны заполнить практикоориентированные специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства.

Сегодня систему среднего профессионального образования Карачаево-Черкесии представляют 20 профессиональных образовательных организаций, 12 из которых - республиканские колледжи.

Нам необходимо повышать престиж рабочих и инженерных профессий, которые сегодня требуют высочайших компетенций. Сегодня низок интерес населения к рабочим профессиям, а потребность растущей экономики в них высока. Больше половины вакансий – рабочие специальности, требующие среднего профобразования. Наша с вами задача - эффективно соединить потребности экономики с нашими образовательными возможностями.

Считаю, и думаю, вы все со мной согласитесь, что у системы образования республики имеется значительный потенциал развития для насыщения рынка труда востребованными специалистами, обладающими необходимым уровнем подготовки и квалификации. Для этого нам нужна консолидация власти, бизнеса и образовательной системы.

Министерством образования РФ утверждены новые стандарты, разработанные в соответствии с перечнем 50 наиболее востребованных на рынке труда России профессий (ТОП-50). Минэкономики республики нужно создать аналогичную базу ТОП 50-регион. А нашим учреждениям средне-профессионального образования при обучении рабочим специальностям необходимо опираться на эти востребованные специальности. При этом половину времени в процессе обучения нужно отводить практическим занятиям, для чего требуется более тесное сотрудничество с работодателями.

В последнее время в России активно внедряется движение «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс). Карачаево-Черкесия присоединилась к нему в 2014 году. С 30 января по 3 февраля 2018г. в республике проведен региональный этап чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по 10 направлениям. Но если говорить объективно, то, на самом деле, охват студентов этим движением на сегодняшний день невелик. Из более чем 6 тыс. студентов, обучающихся в СПО республики, в нем приняли участие лишь 60 чел., т.е. менее 1%. Даю поручение минобрнауки – активизировать эту работу. Нужно донести до студентов, что на чемпионатах присутствуют работодатели, которые также оценивают наших ребят, заключают с ними договор о возможности предоставления рабочих мест. Мне кажется, что и самому молодому человеку будет интересно участвовать в таком чемпионате, ведь он показывает, на что способен в реальной жизни.

Весь комплекс мер по подготовке востребованных рабочих специальностей должен в полной мере распространяться, в том числе и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо повышать квалификацию педагогических работников, работающих с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. В октябре 2017 года на площадках организаций среднего профессионального образования проводился региональный этап Национального конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, победители которого приняли участие в III Национальном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов «Абилимпикс» в г.Москва и достаточно успешно там выступили. Но главная цель чемпионатов - не просто показать физические и умственные возможности участников, а привлечь к участию в чемпионате те компании, которые предоставят молодым людям рабочие места.

Аналогичные конкурсы предлагаю проводить среди преподавателей рабочих профессий.

Еще одно важное направление - совершенствование учебно-лабораторной и технической базы, приобретение оборудования, соответствующего новейшим технологиям производства, обновление учебно-методической литературы, повышение квалификации преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. Прошу минобр, минпром посмотреть, в каких программах мы можем принять участие по этому профилю, а также привлечь к этой работе предприятия республики, где потом будут работать выпускники средних профессиональных учреждений.

Еще предлагаю нам вспомнить систему наставничества, когда предприятия республики брали шефство над школой или средне-специальным учебным заведением, и уже с юных лет молодые люди могли приобретать рабочие навыки на практике», - такие предложения озвучил на совещании Глава республики.

Участники совещания обменялись предложениями по поводу того, как сократить дистанцию между подготовкой специалистов рабочих специальностей и потребностями работодателей.

Руководители предприятий заявили о готовности активно участвовать в этом процессе, в том числе предоставлять студентам производственную базу для обучения и прохождения практики. Интересным опытом создания подготовительного класса для старшеклассников на базе своего предприятия поделился руководитель «Хабезский гипс» Олег Аргунов. Директор «Кавказцемента» Олег Лопатин предложил лаборатории завода для подготовки профильных специалистов.

Рашид Темрезов дал поручение Правительству республики разработать региональную программу подготовки востребованных специалистов рабочих профессий, которая включала бы в себя адресную поддержку учебных заведений с учетом востребованных на рынке труда профессий.