РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Карачаево-Черкесской республике – 25. Инвестиции как условие развития экономики региона

НИА-Карачаево-Черкесия

NakohovИнвестиции для экономики можно сравнить с пищей для живого организма: чтобы он рос, питание должно быть калорийным, регулярным и достаточным для обеспечения его нормального развития. При недостатке пищи организм останавливается в росте, при её отсутствии – постепенно умирает. Тоже и с инвестициями для экономики – чтобы она динамично развивалась необходим постоянный приток денежных средств.

Его источниками могут быть и институциональные инвесторы (компании, профессиональной деятельностью которых является аккумулирование денежных средств и их выгодное для клиентов вложение), как отечественные, так и зарубежные, и сами граждане, решившие заняться бизнесом и использующие для этого личные накопления. Все так называемые «экономические чудеса» в мире имели в своей основе эффективную инвестиционную политику.

В апреле текущего года стало известно, что три инвестиционных проекта в Карачаево-Черкесии получат для своей реализации государственную поддержку в рамках подпрограммы Государственной программы развития СКФО до 2025 года.

Об этом и других вопросах развития экономики республики корреспондент «НИА Кавказ» беседует с Министром экономического развития КЧР Алием Накоховым.

Сначала министр обрисовал механизм финансирования этих проектов, которые будут реализованы по схеме частно-государственного партнёрства. Суть его заключается в следующем: государство в лице, в данном случае, Корпорации развития Карачаево-Черкесии, вносит свою долю в капитал создаваемых предприятий – 500 млн. рублей. Один процент, 13,8 млн. рублей, вносит правительство республики. Оставшиеся 59 процентов – это взнос частного инвестора, инициатора проекта. Полмиллиарда рублей под эти проекты уже получены от Федерального центра, доля республики заложена в республиканском бюджете, инвестор готов внести свою долю. «Осталась чисто техническая процедура докапитализации нашей корпорации развития и можно считать, что финансовая основа для реализации проектов создана», - сообщает мой собеседник.

Переходим к самим проектам. Начинаем с Агропромышленного парка, который будет построен в одном из новых жилых массивов Черкесска.

Чем, собственно он будет отличаться от обычного большого продовольственного рынка и почему именно здесь сельхозпроизводителям будет выгодно продавать свою продукцию?

Алий начал с констатации того факта, что сегодня у местного агрария два пути реализации выращенного им урожая. Первый - это подвести его до ближайшей автотрассы и весь световой день стоять у прилавка в ожидании покупателей. Второй - отдать его по оптовой цене в магазин. Причём эта цена едва покроет его издержки, а деньги от магазина он получит лишь после полной реализации товара, да и то, как правило, с задержкой. Агропромышленный парк предоставит производителю торговое место (750 павильонов), камеру хранения продукции, холодильник (или морозильник), возможности для предпродажной подготовки (мытья продуктов, сортировки, упаковки и т.д.), место для проживания (гостиница на 540 мест). Аналогичный парк создан и успешно работает в Казани. «Но мы решили пойти дальше. На дворе – 21 век, большую часть информации человек получает из Интернета и с его же помощью всё чаще приобретает товары - продолжает рассказ министр - И в нашем агропромышленном парке он сможет это сделать: купить нужные ему продукты, сделав заказ через всемирную сеть».

С покупателем более или менее ясно. А чем будет привлекателен агропромышленный парк для продавца? Не сочтёт ли он вышеперечисленные блага слишком затратными для себя?

Продажа на дорогах, согласился со мной Алий, обойдётся ему дешевле. Но будут велики и сроки реализации продукции. Продажа через магазины – удовольствие недешёвое. «Зайти в магазин - стоит денег, положить товар на полку - стоит денег. И чем лучше полка – тем дороже она ему обойдётся. В агропромышленном парке же он будет платить гораздо меньше», - считает министр.

На сколько меньше? Это, по словам министра, можно будет сказать только после введения объекта в эксплуатацию. Но то, что меньше, мой собеседник гарантирует. Впрочем, если предприниматель хочет идти в торговые сети, платить за это – это его риски, это его осознанное решение. «Одна из задач проекта – предоставить предпринимателю возможность выбора между различными вариантами реализации произведённой им продукции», - завершает собеседник свой рассказ о первом из инвестпроектов.

Домбай. Это слово хорошо известно тем, кто занимался горными лыжами ещё во времена Советского Союза. Сейчас в республики на подъёме Архыз - прокладываются трассы, строятся подъёмники и гостиницы. Это новый, суперсовременный горнолыжный курорт, ни в чём не уступающий европейским по оснащению и сервису. Здесь даже по горизонтальной местности отдыхающие имеют возможность перемещаться по движущейся дорожке – траволатору.

Почему в республике опять обратили свои взоры на Домбай?

«Появился инвестор, который захотел вложить свои деньги именно в Домбай. Мы просто решили его поддержать. Проект разбит на два года. В этом году мы, точнее, инвестор планирует построить гостиницу на 75 номеров, в следующем – канатную дорогу пропускной способностью 2400 человек в час. В декабре прошлого года к проекту были вопросы со стороны Минкавказа России. Мы все замечания учли, проработали вопрос с «Курортами Северного Кавказа», получили их поддержку».

Конкурируют ли между собой два этих республиканских курорта?

Министр считает, что нет: «Домбай – это Домбай, жемчужина Северного Кавказа, курорт с историей. Домбай – это несколько иное, чем в Архызе, направление горнолыжного туризма. Другие склоны, другие высоты, другая атмосфера, другая аура. Это курорт для разных возрастных категорий отдыхающих, с разным уровнем горнолыжной подготовки. Здесь большее разнообразие трасс, больше «чёрных» трасс для любителей экстрима. У Домбая за долгие годы его существования сформировалась большая группа поклонников, фанатов. Впрочем, есть туристы, которые любят осваивать новые местности, новые горы. Наличие двух курортов позволит нам принимать и тех, и других».

Третий проект – фруктовые сады интенсивного типа. Как продвигается он?

«К концу апреля на первых 40 га из выделенных под проект земель будут расставлены шпалеры, в мае - высажены саженцы, к концу июня будет смонтирована противоградная сетка. Осенью саженцы появятся ещё на 120 га. Они уже закуплены в Италии, сейчас хранятся в холодильнике. Решены вопросы с водоснабжением и охраной плантации. После выхода на проектную мощность сады будут давать урожай яблок 8,2 тысячи тонн в год, черешни – 195 тонн, сливы – 566 тонн».

Каков ожидаемый экономический эффект от трёх проектов: рост занятости, товарооборота, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды?

Если говорить об экономике проектов, то цифры следующие: общий объем инвестиций по проектам составит почти 2,8 млрд. рублей, сумма налоговых выплат во все уровни бюджетов за первые 5 лет составит более 2,1 млрд. рублей, во внебюджетные фонды – более 120,0 млн. рублей. Планируется создать 232 новых рабочих места, из которых 173 – высокопроизводительные.

Кто он, инвестор, вкладывающего сегодня деньги в экономику республики? Свой, республиканский, российский, иностранный?

«Присутствуют всех из названных Вами. Например, иностранные компании. В Сочи мы заключили соглашение с «Bom Group», голландской компанией, специализирующейся на реализации тепличных проектов «под ключ». Они заходят в республику уже в этом году и будут выступать соинвесторами крупного проекта по выращиванию в закрытом грунте помидоров и огурцов».

А Вы не боитесь затоваривания северокавказского рынка овощной продукции? В апреле в Азербайджане подписаны соглашения о строительстве тепличных комплексов в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

«На сегодняшний день у нас очень большой дефицит овощей. Даже если в каждом субъекте СКФО будут построены по три тепличных комплекса, мы друг другу конкуренции создавать не будем. Продукция нашего тепличного комплекса будет ориентирована на внутренний республиканский рынок».

Вернёмся к инвестору. А в республике есть таковой?

В качестве примера Алий приводит фирму «Селена». «Они хотят запустить линию по производству спанбонда (spunbond — технология производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Часто термином «спанбонд» обозначают также материал, произведенный по технологии «спанбонд» - прим. редакции). Это материал, из которого изготавливают экипировку хирурга: халат, шапочка, бахилы. На сегодня 80 процентов потребности в нём в России покрывается за счёт импорта. Это очень, если так можно сказать, «крутой» проект. Здесь и импортозамещение, и вклад в развитие медицины. Плюс «Селена» хочет выпускать не отдельно халаты, шапочки, маски, перчатки и т.п., а весь костюм того же хирурга в комплекте, в кейсе. Плюс фирма производит востребованную бытовую продукцию: одеяла, подушки. У них был договор о поставках с «IKEA», с «Перекрёстком». Их проект мы будет предлагать для оказания господдержки в следующем году».

Говоря о местном инвесторе, развитии местного бизнеса мы подошли к теме создания и функционирования республиканского Центра поддержки предпринимательства.

«В прошлом году мы направили в Москву заявку на создание Центра, наше предложение получило поддержку и на его реализацию были выделены средства. Что такое Центр поддержки предпринимательства? Сегодня предпринимателю просто для того, чтобы получить необходимую ему информацию, нужно обойти множество министерств и ведомств. В Центре он сможет получить консультацию практически по любому интересующему его вопросу: открытие/закрытие юридического лица, оптимизация налоговой нагрузки и другие. Под крышу Центра, в одном месте мы хотим собрать все институты поддержки и развития малого и среднего бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, МФЦ для бизнеса. Фонд микрофинансирования существует с 2010 года, его капитализация составляет 70 млн рублей, с помощью этих средств мы можем финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Гарантийный фонд – та же финансовая поддержка для предпринимателей, только в форме гарантий. В Центре кроме консультаций будут проводится бизнес-тренинги, лекции для предпринимателей».

В завершении беседы Алий Накохов поделился своими амбициозными планами: «Я возлагаю на Центра большие надежды. При помощи него я хочу начать взращивать в республике новый формат предпринимателя, грамотного предпринимателя, который не будет смотреть на государство исключительно как на дойную корову и ждать от него денег для своего бизнеса. Государство должно лишь создавать комфортные условия для ведения бизнеса, все остальные задачи бизнесмен нового типа должен решать сам. Задача, поставленная перед нашим министерством Главой республики Рашидом Темрезовым - всячески помогать бизнесу в решении этих задач».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.