РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Государство поможет в переселении из трудоизбыточных регионов: мнения экспертов

НИА-Карачаево-Черкесия

Программу по переезду молодых работников из трудоизбыточных регионов подготовили в Министерстве труда и социальной защиты. Финансовую поддержку окажут молодым людям до 35 лет, готовым сменить место жительства ради карьерных перспектив.

Гражданин получит выплату в размере 116 800 рублей. Эти средства покроют расходы для переезда и оплату аренды жилья на первое время. Переехать по программе можно будет в Бурятию, Коми, Хакассию, Забайкальский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, а также в Амурскую, Вологодскую, Иркутскую, Калининградскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Магаданскую, Мурманскую, Новосибирскую, Омскую, Псковскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую области, Еврейскую автономную область, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Принять участие в программе сможет гражданин до 35 лет, зарегистрированный в качестве безработного, не менее года проживающий в трудоизбыточном регионе: Республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Чечня.
Что более актуально для вашего региона: проблема безработицы или проблема нехватки рабочих рук? Поможет ли программа Минтруда в решении этих проблем? Какие меры еще следует предпринять для того, чтобы рынок труда находился в равновесном состоянии?

Батыр Джанкезов, директор АНО "Институт гуманитарных исследований и социальных технологий"
«Дополнение государственной политики в сфере труда программой по переезду молодых работников из трудоизбыточных регионов является безусловно важной и востребованной мерой. Трудоустройство молодых специалистов и борьба с безработицей перестали быть внутренней проблемой каждого региона. Указанная программа поможет внести реальный вклад в экономическое развитие субъектов Федерации, задействованных в ней. Вижу также большие возможности для упрочения гражданского мира и согласия в нашей стране - выходцы из северокавказских республик будут в первую очередь восприниматься как высококвалифицированные специалисты, а не участники криминальных сводок».

Мадина Батчаева, член Общественной палаты КЧР, журналист, главный редактор телеканала "Архыз 24"
«Конечно, эта программа положительно скажется на общей картине занятости населения в регионе. Она заинтересует значительную часть выпускников вузов и ссузов, а это преимущественно молодые люди, готовые расти и развиваться в профессии, изучать и перенимать опыт старших коллег, в том числе в других регионах страны. Тенденции времени таковы, что молодежь стремится расширяться в профессиональной сфере, и расстояние тут не помеха. Главное – перспективы. А они, несомненно, есть.
Несмотря на то, что Карачаево-Черкесия в списке трудоизбыточных регионов, все же это не касается абсолютно всех сфер. Скорее узкопрофильных. К примеру, в регионе есть ряд вузов и ссузов, готовящие педагогические кадры. Программа вполне может заинтересовать молодых педагогов начать свой профессиональный старт в населенных пунктах, где наблюдается кадровый голод в данной сфере. Это плюс, как для самого специалиста, так и для общей картины занятости в регионах.
Среди дополнительных мер по трудоустройству граждан, считаю положительной практику советского периода, по распределению выпускников вузов и ссузов, направлению их на предприятия и в организации, где есть запрос на дополнительную рабочую силу. Министерствам и ведомствам следует вести мониторинг кадровых запросов не только государственных учреждений, но и муниципальных, частных и т.д.
Наша страна может и обязана быть максимально самодостаточной в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов, занятости и трудоустройства своих граждан, ведь как показывают мировые события последних месяцев, нам рассчитывать не на кого, кроме как на себя.
Президент России весьма чутко и правильно обозначил главную цель государства, назвав ее основной национальной: «Это улучшение материального положения наших граждан, увеличение их доходов, особенно для тех граждан, которые живут, мягко говоря, скромно, то есть: основная цель – это снижение бедности». На сегодня это одна и самых актуальных задач внутренней политики государства. И, при должном подходе, она непременно будет выполнена».

Аслан Псеунов, Общественная палата Карачаево-Черкесской Республики
«Весьма важной социальной проблемой остается разработка эффективных механизмов государственного регулирования занятости, в регионах испытывающих нехватку рабочих рук.
Не смотря на актуальность, рассматриваемого вопроса, следует отметить, что наша страна имеет большой опыт по решению данной проблемы.
До перестройки, во времена СССР, у нас была распространена внутренняя трудовая миграция. Так, в первой половине 60-х годов рабочие и инженеры со всей страны съезжались в Среднюю Азию, где требовались специалисты разных отраслей для строительства и разработки различных объектов, например, систем мелиорации.
В 70-е люди из разных республик ехали на БАМ, осваивать целину, в нефтегазовые районы Западной Сибири – везде, где требовались трудовые руки. Привлечение трудовой силы в эти регионы широко рекламировалось, это считалось в те годы «круто» и престижно, а многие, особенно молодежь, ехали за романтикой.
Не всегда трудовая миграция была добровольной. Например, выпускника советского техникума или вуза могли по распределению направить в отдаленный регион, где он был обязан отработать несколько лет после получения диплома. Одно время существовала и система комсомольских путевок: считалось, что комсомолец должен отправляться туда, куда его пошлют, вне зависимости от своего желания и нежелания.

Опыт трудовой миграции, активно применялся и применяется в ряде зарубежных стран, таких как Канада и Норвегия.
Ввиду общественно-политических событий, происходивших в нашей стране в начале 90-х, политика внутренней трудовой миграции была полностью утрачена, что повлекло за собой отток трудоспособного населения из ряда регионов.
Своевременность инициатив исполнительной власти в этом направлении, наступила, на мой взгляд, лет 15 назад.
На мой взгляд, данная проблема, может быть частично решена посредством применения практики целевого обучения по образовательным программам всех уровней высшего образования.
Ежегодно Правительство РФ устанавливает квоту приема на целевое обучение от бакалавриата до аспирантуры. Одной из основных принципиальных обязанностей заказчика целевого обучения, декларированного Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является трудоустройство гражданина, принятого на целевое обучение.
Очевидно, что поощрение заказчиков целевого обучения из регионов нуждающихся в работниках, на заключение договоров с заинтересованными в получении образования и работы гражданами трудоизбыточных регионов мотивирует к переезду молодых работников».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.