РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Столетие армянской диаспоры в Карачаево-Черкесии

НИА-Карачаево-Черкесия

armyneПо данным Республиканского комитета статистики, в Карачаево-Черкесии проживает более трех тысяч армян.

 О том, когда на этой земле появились представители этого народа, уже мало кто помнит. Но можно смело утверждать, что армянская диаспора была первой среди появившихся в республике национальных общин. Известно, что первые выходцы из Закавказья обосновались здесь в 1918 году. Это подтвердил и собеседник корреспондента НИА-Кавказ – Василий Алавердов, до недавнего времени руководивший Обществом «Масис» (армянской общиной – прим.редакции).

«Наша диаспора существует в этих местах еще с советских времен, - говорит Василий Алавердов. – Так как армяне всегда ценили культуру, дружбу, добрососедские отношения с другими народами, то и проблем во взаимоотношениях с местным населением не возникло».

В то время на территорию Карачаево-Черкесии переселились, в основном, жители Гадрутского района Нагорного Карабаха. И в те времена людей с насиженных мест гнал страх быть убитыми воинственными соседями.

По словам представителя армянской общины, одним из первых в эти края приехал каменщик Егор Атаянц. Будучи искусными ремесленниками, он и его друзья положили начало строительству города Карачаевска.

Сначала большинство приезжих поселились в Усть-Джегутинском районе, среди казаков, но чуть позже перебрались поближе к осетинам, которые проживали в хуторе Ново-Георгиевском. В тридцатые годы здесь было семьдесят армянских дворов. Как позже вспоминали уроженцы этих мест, хутор запомнился им своей красивой простотой - плетни из дерезы, небольшая светлая, с огромными окнами школа, невзрачный, но очень притягательный клуб. Но затем хрущёвская реорганизация сельского хозяйства вынудила покинуть Ново-Георгиевский последних его жителей – семью Каспаровых. После чего хутор прекратил свое существование. Однако сами представители армянского народа Карачаево-Черкесию, разумеется, не покинули. Просто теперь они расселились по разным населенным пунктам будущей республики.

Еще одной трагической страницей в судьбе армянского народа стал Спитак. Карачаево-Черкесия и на этот раз пришла на помощь: ущемив себя в рабочих местах и земле, она приютила людей, уцелевших во время Спитакского землетрясения и трагических событий в Баку и Сумгаите. Всем желающим дали возможность принять российское гражданство.

«Наш народ всегда хотел жить в мире с другими народами, - говорит Василий Алавердов. – Помогать друг другу в трудную минуту, радоваться, когда приходит успех, всегда оставаться людьми – вот что важно. Вот есть мнение, что религия может привести к войне. На самом деле это заблуждение. Какой бы веры ты ни был, главное – быть человеком. Только так можно заслужить доверие других людей».

В 2007 году у армян Карачаево-Черкесии появилась собственная церковь. Она была построена несколькими энтузиастами, в числе которых и собеседник корреспондента НИА-Кавказ. Землю под возведение Апостольской церкви Святого Георгия, или Сурб Гевоорг – как говорят сами представители народа Закавказья, выделила администрация города Черкесска. Впрочем, некоторые потомки первых переселенцев всё-таки предпочитают посещать православные храмы, так как эти люди крестились в них русскими священниками.

За то время, что армянский народ живет в Карачаево-Черкесии, в быте, укладе, даже в семейных устоях многое поменялось. По словам Василия Алавердова, огромную роль в этом сыграли межнациональные браки.

«Армяне – народ, который любит мир и дружбу, - повторяет представитель армянский Общины. – За 100 лет, что наш народ живет здесь, мы многое переняли у коренных народов. Но и сами дали им немало, ведь армяне – высококультурный народ, народ, который холит и лелеет землю, на которой живет. В годы Великой Отечественной войны немало жителей Ново-Георгиевска отправились защищать Родину, отдали жизни ради мира».

Сегодня армянская диаспора считается такой же частью населения республики, как и остальные народы. В том числе право на сохранение самобытности. А это возможно лишь при бережном отношении к традициям, культуре и родному языку. К слову, не так давно в одном из общеобразовательных учреждений республиканской столицы – в школе №2 –открылся класс изучения армянского языка с перспективой изучения армянской литературы и истории. Думается, эти шаги, сделанные ради сбережения национальной самобытности, - далеко не последние.

А раз так, значит, на этой гостеприимной земле представители древнего закавказского народа могут и далее чувствовать себя как в одной большой дружной семье – Карачаево-Черкесии.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.