РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Владимир Древинский: «Есть идея написать книгу, в которую будут включены истории жителей Карачаево-Черкесии времен оккупации»

НИА-Карачаево-Черкесия

50Великая Отечественная война оставила огромный след в судьбах многих народов, многих семей.

И население Карачаево-Черкесии – не исключение. В период оккупации (1942-1943 годы – прим.редакции) здесь погибли около 9 тысяч человек. О судьбах многих из них до сих пор известно немного. Однако постепенно раскрываются все новые и новые данные, восполняются страницы истории тех времен. И все благодаря общественным организациям, поисковым отрядам и таким людям, как собеседник корреспондента НИА-Кавказ Владимир Древинский. Он является региональным представителем благотворительного Фонда «Эвен-Эзер», куратором Евангельского толка протестантства в Карачаево-Черкесии.

- Наш фонд помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе бывшим узникам фашистских концлагерей и гетто. Кроме того, я наверно единственный в Карачаево-Черкесии, кто собирает исторические данные о представителях еврейского народа, живших здесь в годы оккупации. Наш фонд наладил хорошие взаимоотношения с еврейскими общинами на местах, с Еврейским конгрессом, с центром Холокост. Мы как протестанты России были приглашены к сотрудничеству. Возник диалог между иудейской и протестантской сторонами. В 2010 году в Москве, в синагоге на Поклонной горе, состоялся первый круглый стол, участие в котором приняли все главы протестантских евангельских церквей. Они от лица верующих попросили прощение у иудеев. Еврейская сторона предложила нам поучаствовать в проекте «Вернуть достоинство». Всего по России не меньше 500 расстрельных мест. Хотелось бы восстановить имена погибших, установить там, где погибло большое количество людей, - мемориальные комплексы. Историю не поменять. Но ее можно сохранить в памяти потомков, чтобы подобного больше не происходило.

- В чем особенности вашей поисковой работы? Какие случаи интересны в первую очередь?

- Я ищу реальные свидетельства помощи представителям еврейского народа со стороны местных жителей. Считаю, что это мое предназначение: помогать людям. И теперь нисколько не жалею о выборе. Библия учит нас творить добро, в том числе для людей самых разных национальностей. В Карачаево-Черкесии раньше не было такого, чтобы кто-то занимался поисковой деятельностью в отношении иудеев. Я стал собирать исторические данные о евреях, которым в годы оккупации помогли местные жители, перепроверяем сведения. Затем я или мои знакомые выезжаем к месту проживания тех, кто пережил то время, кому и сегодня есть что рассказать. Находим и героев, иначе этих людей назвать не могу. Они рисковали собой, своей семьей, благополучием, наконец. Но помогали порой совсем незнакомым людям выжить, вывозили их подальше от дислокации фашистских войск. То есть получается, то, что я делаю, выходит за общепринятые рамки церковного. И вот теперь мой труд по воссозданию страниц прошлого, по поиску людей, помогавших евреям выжить в тяжелые времена, приносит свои плоды. Люди разных народов и вероисповеданий поворачиваются друг к другу, помогают и нам восполнить недостающие свидетельства. Я добываю информацию по каждому случаю спасения. Например, есть случай в станице Воровсколесской. Там местные жители спасли семью Мао – уроженцев Вильнюса. Мы записали свидетельства, оформили документы. Но на все надо время. Много работаем с представителями карачаевского народа, и здесь раскрывается много фактов спасения. Только в ауле Старая Джегута во время войны было спасено 11 человек из семьи Пинхасовых. Впоследствии одна из этого рода - Зинаида Сигал (Пинхасова) написала о своем спасении книгу.

Еще один случай выявлен в Бесленее, куда в 42-м после тяжелого, длительного переезда из блокадного Ленинграда, прибыли около трех десятков детей. Большая часть из них - еврейской национальности. Местным жителям было известно, что произойдет, если фашисты обнаружат в доме такого ребенка. Но люди разобрали по семьям всех малышей, некоторым были даны новые имена и фамилии. Так Володя Жданов стал Володей Цеевым, Катя Иванова - Фатимой Охтовой, Витя Воронин - Рамазаном Адзиновым, и так далее. Все, кто приютил ленинградцев, получили на восстановление сил голодных детей остатки скудных колхозных запасов. Благодаря заботе бесленеевцев юные ленинградцы выжили, позже некоторых забрали настоящие родители, остальные остались в спасших их семьях. В 2010 году на берегу реки Большой Зеленчук появился памятник, посвященный людям, пережившим то время.

К сожалению, с каждым годом узнавать что-то новое становится все сложнее. Все-таки людей того времени становится все меньше. Поэтому каждая сегодняшняя находка, каждое свидетельство – на вес золота. Невозможно стать другом, не узнав человека изнутри.

- Чем для Вас является эта поисковая работа? Хобби или нечто большее?

- Для меня это дело жизни. Сколько смогу сделать, буду стараться. Главное, что работа начата, ведется. Вижу реакцию, отклики представителей местных народов. Я хотел бы, чтобы о каждом случае спасения узнавали люди. Последняя на сегодня история человеческих судеб найдена мной в Карачаевске. Жители этого города в 42-м спасли своих соседей - Шурика Абрамовича и его маму, по подложным документам вывозили их в Кисловодск. И это несмотря на неминуемую смерть в случае поимки! И сколько еще таких историй?! Увы, упущено много времени… В планах когда-нибудь заняться написанием книги, в которую будут включены все найденные свидетельства отважных, героических поступков местных жителей, которые спасали во время оккупации совсем незнакомых людей, протягивали им руку помощи, рисковали ради них своими жизнями. Такое нельзя забывать!


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.