«Задача современного ВУЗА: готовить хорошего специалиста и гражданина своей страны». Интервью Руслана Кочкарова, ректора Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академииНИА-Карачаево-Черкесия
Сегодняшний собеседник директора «НИА Кавказ» - Руслан Кочкаров, ректор Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, кандидат юридических наук, доцент.
Руслан Махарович, несколько слов об истории создания академии, людях, стоящих у её истоков. Мне рассказывали, что академия возникла чуть ли не базе среднего специального учебного заведения. Действительно, академия прошла свой путь становления: от филиала одного из ставропольских вузов до самостоятельного высшего учебного заведения - ведущего учреждения высшего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики. В 70-е годы, когда Карачаево-Черкесия еще была в составе Ставропольского края, на территории нынешней академии располагался филиал Ставропольского политехнического института по подготовке инженерных кадров, очень востребованных в советское время. Только в г. Черкесске работало шесть крупных заводов, в их числе флагман лакокрасочной индустрии СССР - Черкесское химическое производственное объединение. И объективно, инженерные кадры были востребованы существовавшими тогда производственными отношениями. В 1991 году на базе филиала создаётся Карачаево – Черкесский технологический институт, позднее преобразованный в Северо-Кавказскую государственную технологическую академию. Т.е. 1991 год – год рождения нашей академии, как самостоятельного высшего учебного заведения. В 2010 году мы приобретаем наше нынешнее название - Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия. Слово «гуманитарная» несет в себе определенное содержательное значение: в составе академии появляются гуманитарные направления подготовки в таких сферах как дизайн, медицина, юриспруденция и др. Сегодня академия это сложившееся многопрофильное учебное заведение по подготовке бакалавров, магистров, интернов, ординаторов, аспирантов по лицензированным Рособрнадзором РФ направлениям подготовки. Если рассказать о предыстории вопроса, то первым директором, тогда ещё филиала Ставропольского политехнического института, был Анатолий Вячеславович Романовский, а первым уже ректором самостоятельного вуза в 1991 году стал Кулаков Геннадий Тимофеевич, который возглавлял институт в течение десяти лет. Следующие, почти десять лет, вузом руководил Кривобоков Юрий Александрович, его сменил профессор Радченко Василий Иванович, работавший ранее директором Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии. И вот, четвертый по счёту ректор - ваш покорный слуга. Все руководители внесли свой вклад в становление вуза, надеюсь, настоящий непростой период, запомнится своими, не побоюсь это слова, кардинальными преобразованиями. Мне также рассказывали, что к преподаванию в академии Вы активно привлекаете ведущих специалистов из других ВУЗов, чуть ли не из Сибири, из того же Новосибирска. Нет, до Новосибирска мы, к сожалению, пока не добрались (мой собеседник улыбается), хотя в наш региональный сосудистый центр приезжают работать специалисты, в том числе и из Новосибирска. До того, как возглавить академию в 2012 году, я был директором филиала Саратовской государственной юридической академии - Северо-Кавказского юридического института. Именно тогда пришло понимание того, что, если мы хотим готовить конкурентоспособных специалистов, нужно перестать «вариться в собственном соку». Поэтому стал активно привлекать к преподаванию специалистов из Саратовской государственной академии права. Например, сегодня студентам-юристам на третьем-четвертом курсе читают лекции признанные корифеи юридической науки Саратовской академии права, Академии МВД, которую я в своё время окончил. В текущем году в СКГГТА мы лицензировали новые специальности - «Правоохранительная деятельность», «Экономическая безопасность», «Стоматология», «Медицинская кибернетика», на очереди «Педиатрия» и др. Кроме того функционирует магистратура по следующим направлениям подготовки: «Прикладная информатика», «Строительство», «Экономика». По существу, практика привлечения к учебному процессу известных ученых из ведущих образовательных центров страны реализовывается во всех структурных подразделениях академии и, несомненно, способствует выполнению главной миссии высшей школы - удовлетворению возросших современных требований рынка труда к компетенциям выпускников вузов. В царской России инженер, врач и, конечно, педагог были всесторонне развитыми людьми. Интеллигентами. Они знали культуру, искусство, музыку, философию. Это считалось обязательным для людей их круга и профессии. Потом у нас, да, в принципе, и за рубежом, при подготовке специалистов стали делать упор на чистую специализацию. Зачем, например, врачу знать, кто такой Кант, читать Толстого, слушать Шостаковича? Для него главное – научиться хорошо лечить. То же, уж тем более, можно сказать про инженера. А у вас даже в название вынесено - «гуманитарно-технологическая академия». Что же имеется в виду: механическое объединение под одной «крышей» подготовки медиков и инженеров, юристов и специалистов для аграрного сектора, математиков и дизайнеров? Или в программах подготовки «технарей» и «гуманитариев» есть какое-то взаимопроникновение, предусматривающее подготовку специалиста как разносторонне развитого человека и гражданина? Я бы ответ на этот вопрос начал вот с чего: любой дом должен иметь крепкий и надежный фундамент, от прочности которого, зависит прочность всей конструкции. Если мы позиционируем себя как высшее образовательное учебное заведение, мы просто обязаны дать нашему студенту, молодому гражданину нашей страны, фундаментальные знания в сфере общей культуры. К хорошему молодые люди привыкают также быстро, как и к плохому. Привнесите в жизнь юношей и девушек правильное и доброе и оно, точно также, как любой негатив, будет приниматься ими и становиться нормой жизни. Поэтому как ректор вижу главную задачу нашего образовательного заведения в том, чтобы привить студентам основы, азы общечеловеческой культуры, которые бы стали основой, фундаментом, для специальных знаний, которые они получат уже в процессе профессиональной подготовки. И мы реализуем это отчасти в наших учебных программах, отчасти в повседневной, многоликой и яркой студенческой жизни. В определенном смысле нам это проще сделать, чем где-либо, поскольку в основе воспитания уже генетически заложены глубокие, добрые традиции народов Северного Кавказа, основанные на таких вечных ценностях как честь, достоинство, почитание старших, уважение к женщине. Академия, как я уже говорил - многопрофильное образовательное учреждение, которое решает задачи подготовки для рынка труда специалистов разных направлений. В структуре академии есть юридический, медицинский, аграрный институты, институт экономики и управления, институты инженерно-технологический и инженерно-строительный, а также институт прикладной математики и информатики, факультет дизайна и искусств, средне - профессиональный колледж. На базе института экономики и управления есть не только специальные кафедры, такие как, например, бухгалтерского учета и менеджмента, но и кафедра русского и иностранных языков, философии, истории и политологии, физического воспитания. Эти кафедры «обслуживают» все институты академии. И на первом курсе эти базовые дисциплины общекультурного характера обязательны для студентов всех образовательных структур академии. Начиная со второго курса, потом на третьем и четвертом, для студентов-медиков – на пятых-шестых курсах, идёт конкретная специализация. Хотя (тут мой собеседник опять улыбается), когда я задаю вопрос на кафедре русского и иностранных языков: «Скажите, хоть один наш студент может на английском языке защитить курсовую или дипломную работу?», там виновато опускают глаза. «А ведь главная Ваша задача, говорю я им - достичь такого результата, чтобы какая-то часть студентов, хотя бы 20-25 процентов, пусть пока только самые лучшие, могли бы это делать». Общепринято считать, что элитарность образования сегодня определяется авторитетностью вуза, накопленной десятилетиями, а иногда и столетиям. И это во многом правильно, но не бесспорно. Элитарность образования почти всегда оценивается востребованностью выпускников, широтой их кругозора и глубиной компетенций усвоенных за годы обучения. Но разве можно в век глобализации всерьез говорить о действительно широком кругозоре, если молодой человек не знает, хотя бы на разговорном уровне, иностранный язык. Хотя (опять смеется) наши студенты СКФО уж точно владеют, как минимум, двумя языками. Нельзя не сказать, наверное, о том, что десять процентов наших студентов получают повышенную стипендию в пределах 6 - 15 тысяч рублей. Это сегодня почти средняя зарплата учителя или врача. Государство создает определенные условия для того, чтобы мы стимулировали и мотивировали обучающихся. Во многих странах, априори, нет государственного финансирования высшей школы. Там этим занимаются, как правило, частные фонды. А у нас, на сегодняшний день, высшее образование в основном, зиждется на базе государственного финансирования. Хотя проблема зарабатывания денег очень актуальна и для российской высшей школы. Хотя бы, в первую очередь, для того, чтобы профессорско-преподавательский состав получал приличную заработную плату. В этом направлении мы тоже определенно продвинулись, но, как говорится - «совершенству нет предела». Мы также ставим перед собой еще одну задачу – научить наших студентов зарабатывать. Как правило, молодые люди привыкли к тому, что им всё кто-то должен давать, а когда давать перестают, не знают, что делать. На базе кафедр созданы ряд учебно-производственных научных Центров (авто - сервисный, ветеринарно-клинический, хлебопекарных технологий, проектирования и экспертизы, аграрный учебно-производственный, учебно-творческая швейная мастерская), где студенты обучаются не только теоретическим знаниям, но и умению зарабатывать, реализуя свои навыки и компетенции. Подводя итоги, хочу сказать, что если к фундаменту хорошей общей культуры добавить качественные специальные знания, плюс навыки прикладного характера, то мы, наверняка, в итоге получим подготовленного и успешного молодого специалиста, востребованного временем. Как в современных рыночных условиях Вами решается проблема подготовки именно тех специалистов и в том количестве, которые необходимы обществу и рынку? Расскажите о проекте «Кадры для регионов». Существует сегодня такая программа - Мониторинг эффективности высшего учебного заведения. По итогам анализа деятельности вуза выдаётся «семилепестковая» диаграмма и если по четырем позициям – «лепесткам» вуз не дотягивает до определённых показателей, он считается неэффективным. Одним из показателей этой диаграммы эффективности является - трудоустройство выпускников. Мы для себя уяснили простую вещь. Необходимо готовить не абстрактных выпускников с корочкой, а специалистов для реального рынка труда, для конкретно определенных производственных отношений. Специалист, получивший образование, должен полученные знания реализовывать в практической сфере. Поэтому вопрос трудоустройства выпускников для меня, как руководителя вуза, принципиально важен. Сегодня в юридический институт, например, на первый курс мы набираем 100 –120 человек. До выпуска «добираются» порядка 80. Но из этих 80-ти процентов, 60 точно устраиваются на работу по специальности. Десять лет существует медицинский институт, пятый выпуск был в этом году. Когда я ещё работал в правительстве КЧР, курировал социальный блок, в республике существовал дефицит врачей где-то около 700 человек. На сегодняшний день он сократился до 400. То есть проблема кадрового голода в этой сфере ещё существует, но она уже не такая острая. И каждый выпускник медицинского института находит работу по специальности, процентов 80 – на территории республики, 20 - за её пределами. Сегодня Минздрав КЧР обозначил острую проблему нехватки детских врачей. Как я уже отмечал, мы сейчас лицензируем эту специальность. Вот, другой пример. Мы начали готовить специалистов в области лесного хозяйства, все они, будучи студентами третьего курса, уже точно знают, куда пойдут работать, так как Управление лесного хозяйства КЧР привлекает наших студентов к работе по лесоохране, лесной защите, лесной подготовке и др. Такая же ситуация в аграрном институте: из ежегодных выпусков специалистов-ветеринаров, по 12-15 человек, фактически, трудоустраиваются уже на 4-м курсе. Можно сказать и о факультете дизайна и искусств: ни один выпускник дизайнер не остается без работы, а это 20-25 специалистов каждый год. Или вот, к примеру, наших инженеров-программистов уже на 4-м курсе в буквальном смысле «расхватывают» фирмы из Краснодара, Ставрополя и Черкесска. Некоторые проблемы существуют с трудоустройством инженеров-механиков, инженеров–энергетиков. Мы помним, когда в СССР, в Карачаево-Черкесии промышленность была очень сильно развита, в каждом районе работали заводы, другие промышленные предприятия, только в Черкесске было 5 - 6 крупных заводов. Тогда инженеры были очень востребованы. Сегодня инженеры разных направлений тоже очень нужны государству, поэтому на их подготовку обращается серьезное внимание и обучение, в основном, финансируется за счет средств федерального бюджета. Но проблема в том, что в СКФО, в том числе и в Карачаево-Черкесии, выпускники инженерных вузов не всегда могут найти себе работу по специальности. И тому есть объективные причины. Но ситуация, уверен, будет меняться к лучшему Программа «Кадры для регионов», о которой мы говорим, стала для нас серьёзным подспорьем. Она позволила нам по-другому посмотреть на ситуацию, связанную с подготовкой инженерных кадров. Академия выиграла участие в этом конкурсе среди 50-60 вузов страны, став одним из 14-ти победителей. В течение двух лет финансирование по этой программе составило где-то около 80 миллионов рублей. На эти деньги мы обновили материально-техническую базу подготовки инженеров. В пределах 45 миллионов потратили на то, чтобы кафедры строительного и энергетического профиля привести в соответствие с уровнем современного производства. Мы закупили программные продукты, совершенно новое современное лабораторное оборудование. Для ветеринаров открыли Ветеринарную клинику, в инженерно-технологическом институте - Центр автосервисного обслуживания и закупили новенькие автомобили. Сегодня каждый студент академии, который желает получить водительские права, может обучаться в вузовском автосервисном центре, и практически все будущие инженеры у нас выпускаются с водительскими правами. В рамках программы мы привлекли к сотрудничеству несколько предприятий – партнеров, которые заинтересованы в наших выпускниках. Например, «ОАО Карачаево-Черкесскэнерго», КЧРГУП «Тепловые сети», строительные компании. К слову, фирма «Хаммер» - мощное сельскохозяйственное предприятие, является партнером аграрного института, мы готовим для него агрономов, ветеринаров. Хабезский гипсовый завод - уникальное предприятие, использующее в работе суперсовременные технологии, французское и итальянское оборудование. Наши студенты проходят там практику, многих приглашают на работу. Мы адаптировали наши учебные планы, их вариативные части, под требования конкретных производств и сегодня эти производства «забирают» наших выпускников. Программа «Кадры для регионов» решает задачу подготовки специалистов для конкретного направления производственной деятельности. Кроме того проект направлен на долгосрочное сотрудничество академии с ведущими региональными предприятиями в рамках приоритетных направлений развития КЧР. Формирование активной жизненной позиции специалистов. Должна ли высшая школа и средние специальные профессиональные учебные заведения участвовать в этом, и если «да», то в каком объеме и в каких формах? Когда я говорил о вопросах, связанных с общей культурой, я имел виду именно это. Скажу больше - это гораздо значимее и важнее, чем даже то, каким мы нашего выпускника делаем специалистом. Как говорил Н. Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». То же применимо и к представителям других профессий. А что значит для специалиста быть гражданином? Это значит быть, в первую очередь, культурным, грамотным человеком, который интересуется происходящими в стране событиями, понимает происходящие в обществе процессы, правильно их оценивает, имеет о них свою личную точку зрения. Кроме учебных аудиторий, существует много разных площадок, где формируется и оттачивается жизненная позиция будущего специалиста. Так, в позапрошлом году мы выделили приличные средства и отправили детей на Селигер, три партии по 25 человек. Студенты поучаствовали в дискуссиях, пообщались со сверстниками из других регионов, политиками: кто-то с Дмитрием Анатольевичем Медведевым поздоровался, кто-то Владимиром Владимировичем Путиным. Уверен в том, что даже мимолетная встреча с такими знаковыми фигурами не просто расширяет кругозор, но формирует личность молодых людей. Существует известный форум молодёжи Северного Кавказа «Машук». Это уникальная площадка, которая позволяет молодёжи региона собираться вместе, общаться, защищать свои проекты, выигрывать гранты и получать средства на их реализацию. Видели бы вы, какая здесь кипит работа по отбору кандидатов для поездки на «Машук»! Подобные мероприятия формируют инициативность и активность студентов. И вот еще пример - захотела наша команда КВН поехать на фестиваль в Сочи. И хотя академии эта поездка обошлась в полмиллиона, наши ребята пробились в престижную лигу, став в номинации - первыми. Думаю, именно в таком общении, на таких площадках формируется личность, гражданская позиция. Я стараюсь не оставлять без внимания ни одно приглашение на подобные мероприятия. Мы даже купили в прошлом году для таких поездок большой комфортабельный автобус, на новый, правда, денег не хватило. Кроме того у академии на берегу Чёрного моря есть своя база «Холодок», на которой минимум по пятьсот студентов отдыхают ежегодно. Перед поездкой я ставлю задачу перед каждым сопровождающим - обязательно на скоростной современной электричке свозить группу и показать Олимпийские объекты в Сочи, погулять по Олимпийскому парку. По себе знаю каковы ощущения гордости за страну, в которой ты живешь. А гордость, известно, и порождает патриотизм. Специфика Северного Кавказа – в многообразии этносов и религий. Влияет ли это на учебный процесс, на взаимоотношения студентов между собой и преподавателей и студентов? Карачаево-Черкесия – по-своему уникальная республика. По Конституции у нас пять субъектообразующих национальностей. Это карачаевцы, русские, черкесы, абазины и ногайцы. И пять государственных языков. А всего в республике живут представители около 120 национальностей. Так было у нас всегда, и мы к этому привыкли. Поликультурность воспринимается как норма, поэтому нас не удивляет, когда рядом кто-то говорит на языке, который, ты не понимаешь. Это нормально. Если хочешь, чтобы тебя поняли, говори по-русски, или выучи язык соседа и тогда - все друг друга поймут. Недаром говорят: сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек! Обычаи и традиции соседей только обогащают и украшают нашу жизнь. Повторюсь: так было всегда и мы уже к этому привыкли.
То есть, на учебный процесс и взаимоотношения в вузе различие студентов по национальности никак не влияет. А вероисповедание? Вот, к примеру, студентам – мусульманам предоставляется возможность пять раз в день совершать намаз? Ко мне по этому поводу были обращения студентов. Скажу так: мы все – люди верующие. Когда нам плохо, когда мы собираемся в дорогу, когда начинаем новое дело и прочее, мы всегда обращаемся к Всевышнему. А что такое религия? Это способ реализации веры. Мы все верующие, но при этом, не все религиозные. У меня хобби – пилотировать самолёт. Так вот, когда я совершаю полёты над городом, у меня возникают возвышенные чувства и когда я вижу, как сияют купола православного храма, и когда любуюсь красотой строящейся мечети. Все это имеет право на существование, всем под солнцем есть место. А вот, что касается отправления каких-то религиозных обрядов той или иной направленности, вне зависимости от того, мусульманской, христианской или другой, в стенах академии, здесь я аккуратно стараюсь детям объяснить: если хочешь намаз делать пять раз, то тебе нужно идти учиться в мусульманское учебное заведение. Если хочешь молиться несколько раз в день в церкви, тебе надо учиться в православном лицее, там это прописано в правилах. А если ты пришел учиться в светское образовательное учебное заведение и получать государственное образование, то ты должен свои устремления подчинить тем правилам, которые существуют здесь. На Востоке есть пословица «В чью арбу сел, того намаз и читай, на чью бричку залез, того песню и пой». И в Коране, и в хадисах есть указание на то, как нужно действовать, если ты по уважительной причине не можешь соблюдать те или иные предписания. Мы стараемся детям всё это объяснять и в своей основной массе они меня, слава Аллаху, понимают. Светское образование – это светское образование, религиозное – это религиозное. И дресс-код нужно соблюдать. Вера – вещь интимная, не всегда обязательно её демонстрировать. Связь высшей школы с наукой и производством. Ограничивается ли она только подготовкой специалистов? Ведутся ли базе Вашего ВУЗа научные работы? Существуют заведения научные, научно-образовательные и образовательные, в зависимости от того, какие главные задачи заведение решает. Если сказать, что наша гуманитарно-технологическая академия – научный ВУЗ, это будет неверно. А если скажу, что она имеет научно - образовательное направление, то это будет ближе к истине. У нас сегодня примерно 80 % профессорско-преподавательского состава имеют учёные степени и учёные звания. Научная составляющая деятельности академии базируется на исследованиях ученых, которые занимаются теми или иными разработками в своей области. Возьмем медицинское направление. У нас работает доктор медицинских наук, профессор Чаушев И.Н., его «конек» – микрохирургия. Он лично участвует в одной из федеральных программ по созданию лаборатории стволовых клеток. Доктор медицинских наук, профессор Темрезов М.Б., возглавляет региональный центр сосудистой хирургии, круг научных интересов кардиохирургия, сосудистая хирургия, рентген-хирургия. В этом году защитил докторскую диссертацию Узденов М. А., выдающийся уролог, врач-практик, который запатентовал несколько способов решения проблем урологических заболеваний. Профессор Гюсан А.О., доктор медицинских наук, автор многочисленных монографий по вопросам отоларингологии. Профессор Котелевец С.М. - постоянный участник различных международных научных конференций по вопросам хронического гастрита и проблемам скрининга предраковых изменений слизистой оболочки желудка. В академии трудится замечательный специалист, доктор математических наук, профессор Эдиев Д. М. - специалист в области математической демографии. Он восемь лет работал в Австрии. Я случайно его встретил в прошлом году, когда он приехал на Родину навестить родителей, пригласил на работу. Оказался истинным патриотом. Он сегодня возглавляет в академии институт прикладной математики и информационных технологий. Два - три раза в год летает в Австрию, Турцию, Японию для чтения лекций. То есть, если конкретно говорить о науке в академии, то она в основном, строится на работе конкретных людей, докторов наук, которых у нас 31 человек и эти люди – главная гордость академии. Они, работая над той или иной тематикой, «подтягивают» к себе студентов, которые в перспективе идут учиться в аспирантуру и пополняют ряды молодых ученых. В завершении нашей беседы Руслан Махарович поделился наболевшим. Я хотел бы обозначить одну проблему. Министерство образования и науки России, его департамент государственной политики в сфере общего образования разрабатывает и реализует различные программы по повышению эффективности высшей школы. Реализация программы «Кадры для регионов» близится к финишу и финансирование за счет государственного бюджета уже завершено, поэтому мы активно привлекаем к сотрудничеству предприятия – партнеры, их уже около пятнадцати. В ближайшей перспективе планируем сотрудничать с такими предприятиями как «Кавказцемент», Тепличный комбинат «Южный», фирмы «Сатурн» и «Югмолоко». Но впереди у нас много проектов. Нам надо идти дальше. Сейчас Минобрнауки РФ реализуется интересный проект – создание в регионах сети опорных ВУЗов, которые, как предполагается, станут флагманами в подготовке специалистов в своём субъекте. Эти вузы должны соответствовать определённым критериям. И наша академия большей части этих требований соответствует. Уже объявлен конкурс, в ходе которого планируют отобрать 10- 15 вузов. На программу выделяются средства в размере 4, 7 миллиардов рублей. Я был полон надежд, что мы сумеем войти в этот конкурс и, хотя бы, поучаствовать в нём. Но, к сожалению, ряд условий конкурса не даёт возможности ни нам, ни какому-то другому вузу среднего звена, попасть в число опорных. Например, в качестве одного из условий выставлено требование - объединение как минимум двух вузов в рамках одного муниципального образования. Но у нас в г. Черкесске, нет учебных заведений, с которыми мы могли бы объединиться. Полагаю, что такой подход к созданию опорных вузов в регионах не совсем справедлив. Те 200-300 миллионов, которые бы вуз получил, стали бы серьёзным подспорьем для дальнейшего развития любого среднего размера учебного заведения. А в миллиардных бюджетах мега-вузов, которые лишь и могут претендовать на статус опорного по условиям конкурса, они просто растворятся без существенного эффекта. Я задал этот вопрос соответствующим инстанциям, но он, к сожалению, остался «гласом вопиющего в пустыне». В любом случае, мы с оптимизмом смотрим в будущее, для этого у академии есть все основания. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|